|
Интервью Пола Маккартни перед выходом Back In The World Live 18 июля 2003 г.
В первой части турне (в Америке, Мексике и Японии) вы дали 58 концертов, на которых побывал миллион человек. Журнал "Биллборд" назвал его Туром года, так как это было самое успешное турне из всех проведенных. К этому моменту вы сыграли еще около 30 концертов в 12 странах. Где вы черпаете энергию для концертов?
На самом деле, у меня нет ответа. Возможно, причина кроется в вегетарианской диете. А может, причина в моей жене и моем новом увлечении. Или все дело в новой группе и в том, что я получаю удовольствие от исполнения именно этих песен. Но факт остается фактом: вместо того, чтобы переутомиться, я испытываю новый прилив сил.
В апреле прошлого года, когда начался тур, вы сказали, что он не будет долгим. Но сейчас вы дали уже более 90 концертов. Что превратило его в долгий тур?
Думаю, это совсем неплохо - обмануть самого себя. Поэтому мы разбили тур на части - сначала сыграли в Америке, а потом взяли себе летние каникулы, ну, чтобы подзарядить батарейки. А потом снова отправились в Америку, а закончилось это восхитительными концертами в Мексике, а потом и в Японии. Это создало ощущение смены впечатлений, но это не все. Дело еще в публике. Я вообще люблю, когда публика хорошо принимает исполнителя. Публика для меня очень важна, и когда я ощущаю ее прием на себе, это подхлестывает меня. Что же касается того, как я выбираю песни для тура, то здесь все просто. Я представляю себя зрителем и думаю, что бы мне интересно было услышать... И выбираю именно эти песни.
Вы говорили как-то, что все туры разные. В этом, последнем, вас что-то захватило? Было ли в нем что-то особенное?
Конечно. Мы играли в Америке после событий 11 сентября, и это было очень важно. Мы знали, что людям была нужна поддержка и радость. И мы старались дать им эту радость. Мы давали им свой заряд, и получали взамен ответный. Это было здорово!
Вы как-то сказали, что толпы зрителей в Америке напомнили вам битловские времена? Именно это давало вам ту энергию, о которой вы говорите?
Дело даже не в реакции зрителей, а в том, какой она была. В те годы Битлз отправились в Америку в поисках успеха у публики, а он был потрясающ. Он превзошел все наши ожидания. Нынешний тур в этом смысле был весьма похож на тот наш приезд в Америку.
У вас новая группа, и многие издания пишут, что именно вы заряжаете свою группу энергией. А ваши музыканты дают что-то вам в ответ?
Конечно. Я получаю удовольствие от работы с этими музыкантами. Они нравятся мне и как люди, и как мои партнеры по группе. Они обладают недюжинным мастерством, и мне нравится просто слушать, что и как они играют на сцене. Мне нравится играть с ними, потому что с ними играть легко. Это не кажется работой - я просто получаю от этого удовольствие. Ну и мне незачем беспокоиться о том, что и как они сыграют - они знают, что к чему.
Вы не раз говорили, что вам нравится, когда все идет не по намеченному плану. Нынешняя ваша группа соответствует этим вашим взглядам?
О да! Как квинтет мы никогда еще не играли. Вместе с Расти и Эйбом мы играли на альбоме "Driving Rain". Уикс играл со мной на двух предыдущих турах, а он ни разу не играл с Расти и Эйбом. Что же касается Брайана, то ни я, ни они никогда с ним не работали.
До начала тура мы с ними сыграли живьем только "Freedom" в прошлом году. Тогда я впервые услышал Брайана. Я даже не прослушивал его заранее, я как-то почти инстинктивно почувствовал, что он подойдет. Потом мы сыграли материал для тура. Мы репетировали не больше девяти вечеров, так что в чем-то судьба была благосклонна к нам.
"Биллборд" назвал этот тур Туром года, "Поллстар" также поддержал его, посчитав главным событием года и назвал его чуть ли не образцом концертных выступлений.... Вы сыграли для миллиона зрителей, и первый диск с новыми записями уже продан в количестве миллиона экземпляров. А DVD стал в Америке платиновым. Вы удовлетворены?
В некотором роде - да. Мы собирались отыграть неплохой тур, и сделали это. Но к туру приложили руку не мы одни. Похоже, энергия музыкантов и дух всей нашей команды оказались заразительными, и это дало прекрасные результаты.
Битломания, говорят, отмечает 40-летний юбилей. Но она, как вы смогли убедиться, не стала еще историей. Две тысячи японцев встретили вас в Токио так, как в битловские времена. А ведь был еще и фантастический прием в Мексике, когда люди пришли на концерт со своими детьми, даже младенцами. Что же это - люди просто жаждут зрелища?
Нет, все - прошлое, настоящее и будущее как бы слилось воедино. Битлз, хочу я этого или нет, стали легендой, дух 60-х - это исторический факт, и если вы сравните эпоху "Wings" и нынешнее время, мою нынешнюю группу, вы увидите, что это не только интересно, но и волнующе. Я просто счастлив, что в мои-то годы могу обладать этой энергией и ощущать это волнение.
Многое из реакции зала попало на DVD "Back In US". Многие, возможно, хотят иметь и потом возможность вспомнить те волнительные моменты, которые они испытали во время концерта.
Возможно. Наверное, так оно и есть. Не случайно же не только я, но и все музыканты и вся наша бригада, считают этот тур не просто очередным в своей жизни, а чем-то особым, ранее не изведанным. Мне временами действительно казалось, что вернулись времена Битлз, а мои ребята признавались, что еще ни разу в жизни не видели, чтобы зал вытворял такое... Когда-то нам казалось, что нам не хватает камер, чтобы снимать концерт, теперь же материала столько, что из него можно не один фильм сделать... Когда Битлз снимали в Америке впервые, нас просили, чтобы мы старались не замечать камеры, а нам это казалось проще пареной репы - после того, что на нас обрушилось, не быть в центре внимания - что могло быть проще? На этот раз мы примерно о том же говорили с нашим нынешним режиссером Марком Хэфели, которого мы тоже попросили не замечать нас, а снимать так, как это им нужно. Правда, мы оговорились, что если им удастся снять что-то уж слишком интимное, то мы выбросим это из фильма. Хотя... это же здорово дать публике заглянуть в раздевалки, в машины, за кулисы... Как я пою в одной из своих песен, "Пусти же их..." И впустить их было просто здорово.
Первый диск "Back In US" стал большим хитом. Продано более миллиона его копий. Но он не был издан в Европе. Вы собираетесь издать что-то там?
Этот диск был издан действительно только для Америки. А для Европы будет выпущен диск "Back In The World". Он выйдет или после или во время европейского тура.
В Америке ваши концерты кто-то назвал величайшим событием на Земле. Вы исполняете более 20 битловских песен. Иными словами вы играете в два раза больше битловских вещей, чем это делали в те годы сами Битлз. Плюс, наверное, дюжина песен из репертуара "Wings" и ваши сольные вещи. Будут ли в этом туре какие-то новые песни?
Я уже говорил, что мне нравится больше всего в этом туре то, что ты можешь что-то планировать, но все идет как бы само собой, и многое является для нас самих неожиданностью. "Here Today", например, была такой неожиданностью. Сперва я просто где-то прочел эти стихи, а потом понял, что хочу, чтобы они прозвучали под музыку. Почему бы нет?
Раньше я никогда не и исполнял ее вживую. А "Hey Jude" попала в сет только потому, что как-то операторам пришла в голову идея повернуть камеры в зал и снять, как вместе с нами ее поет аудитория. Это совершенно фантастический момент - видеть, как твою песню поют вместе тысячи людей... "Back In The USSR" тоже как-то хорошо легла.... Это быстрая вещь, и ее я тоже не часто играл вживую. И акустический сет пришелся ко двору - я раньше не часто делал такие штуки. Почему бы не попробовать, решил я. Мне всегда нравилась эта идея, но раньше я этого почему-то ни разу не делал...Это же здорово - я один на один с публикой. Только я и ты. А?
Снова неожиданное? Ведь перед началом первой части тура вы говорили, что не уверены, что сможете вытянуть эту часть концерта?
Да. Так оно и было. Но когда-то я и стихи не читал публично.
И впервые сделал это в Ливерпуле. Пришлось спрашивать совета у поэтов: как вы это делаете, ребята? Они сказали: ты просто читай стихи и немного комментируй их. Именно это подсказало мне, как нужно строить акустический сет. Мне кажется для зрителя это должно быть особенно интересным - ты ведь оказываешься один на один с исполнителем. Один вопрос был у меня: смогу ли я? Тяжко было в Лос-Анджелесе. Там в первых рядах сидел нетрезвый чувак, который орал все время: "Давай року! Року давай!" Помню, я сказал ему: "Читай по губам" и беззвучно сказал ему "Пошел ты на..." Но это был, пожалуй, единственный подобный случай. Да и все вокруг этого урода не были с ним согласны. Мы понимали друг друга с залом. В этом было что-то такое... ну, почти что семейное...
Вы были на одной волне с 15 тысячами людей?
Ага. Примерно столько же близких мне людей в Ливерпуле.
А прием в Мексике удивил вас?
Пожалуй. Количество людей было впечатляющим. Народу было столько, что пришлось вывернуть уселки на полную, и тем, кто был поближе к ним, было, наверное, непросто. А страстный прием всегда приятно видеть. Это ведь и тебя заряжает. Но особенно меня поразило, когда во время исполнения "Every Night" весь зал зажег зажигалки. Это было столь трогательно, что я даже перестал на мгновения петь...
Остановились? Почему?
Они настолько ритмично зажигали их и выключали, что я мог бы и не держать ритм. Поэтому мне захотелось своими глазами увидеть это зрелище. Это было гвоздем программы, и я понял, что этот момент я просто обязан запомнить. Не часто такое случается. Мы взываем к аудитории, и она откликается - не этого ли мы добиваемся? Именно ради подобной отдачи мы и выходим на сцену.
Когда вы решили начинать свои концерты с "Hello Goodbye" и заканчивать песней 'The End"?
Знаете, что... Дело было в Англии, еще до того, как мы начали репетировать. Я обдумывал, какие песни мы будем играть. Список был довольно велик. В конечном счете все решилось уже во время репетиций. Мне показалось, что это совсем неплохая идея - начинать с "Hello Goodbye". И мы решили: давайте попробуем. Если не понравится, мы ведь всегда сможем отказаться от этой идеи. Что же касается "The End" - это отличный вариант для окончания концерта. К тому же вместо основной части "Сержанта" мы решили играть Репризу - она много короче и тоже подходит для конца концерта.
Вы рассматривали в качестве кандидатуры "Take It Away"?
"Take It Away"? Да... Для начала концерта было много претендентов. Но "Hello Goodbye" показалась мне наиболее интересной для начала.
Вы начали тур с Америки? И продолжение - тоже. Почему?
Я скажу вам, почему. Первая часть там прошла отлично. Именно там мы ощутили себя группой, поэтому, готовясь к продолжению, мы обратились к промоутеру того первого тура с предложением откатать еще несколько концертов, если на то будет его желание. Городов в Америке много. Он сказал. что спрос велик. А сами американцы - прекрасная аудитория. Вот почему мы и вторую часть начали там.
В DVD показано многое, но не все. Как вы ездили из города в город?
Главным образом мы передвигались на самолете.
По существу - мы все время летали. На автобусе сегодня никто не хочет ездить никто - сам не знаю, почему....
А каково это - подъехать к месту события на лимузине?
Это приятно, конечно. Иногда по дороге я участвую в радиопрограмме, мы едем чуть ли не в сопровождении мотоциклистов, и это правда круто... Если бы я был слушателем, я бы, наверное, протащился: "О! Он уже приехал, блин, круто!". А потом мы приезжаем к месту события, и я могу сказать "Привет" кому-то из встречающих.
Потом идет саундчек, мы настраиваем инструменты и все такое, частенько исполняем то, чего не будет в самом концерте. В общем, все это интересно.
Во времена Битлз вам редко удавалось выскользнуть из отеля. А сегодня?
Ну нет... Если мы хотели, мы выбирались в город. Почему же нет? Другое дело - это не всегда было безопасно. Вспомним, хотя бы, Манилу... Нет, я конечно хожу по улицам - везде есть, что посмотреть, покупаю сувениры, картины и т.д. Даже в Маниле мы ходили по городу...
Так вот почему вы не попали тогда во дворец..
ПОЛ: Нет... Там, если вы помните, мы сами не знали, что нам надо идти туда. У нас в кои веки был выходной, и нам вовсе не хотелось никуда идти. Маркес, тамошний диктатор сказал: "Пусть они придут", а мы сказали: "Это еще почему? У нас выходной, прости Маркес..." У нас выходной, и это наше право. Не трогай нас в выходной.
Да, без выходного тяжело. Как вы поддерживаете рабочее состояние во время тура? У вас остается время поразмышлять о чем-то или заняться физическими упражнениями?
ПОЛ: Больше всего мне нравится работать. Но, если есть время, я могу позаниматься йогой - я люблю эти упражнения. Иногда гуляем. Сегодня, например, мы ходили гулять в парк. Если подходят люди, я обычно говорю им: "Извините, мы отдыхаем - мы просто гуляем..." Ну позволяем сделать пару снимков, здороваемся за руку... Болтаем чуть-чуть. Я люблю плавать на лодке. У меня неплохая лодка. Так что плаваю - люблю я это.
Вы поддерживаете контакт со всеми. У вас кто-то сидит на И-мейле?
ПОЛ: Нет, у меня нет своего И-мейла. Этим занимается Хизер. А я включаю компьютер только, когда занимаюсь музыкой. У меня специальная музыкальная программа. А люди так часто пытаются связываться мной самыми разными путями, что мне хочется как раз не связываться ни с кем - это понятно. Так что я люблю быть сам по себе...
Когда вы в пути, есть ли место, которые во считаете своим домом?
Нет, наш дом - Англия. Есть в мире, конечно, красивые и даже незабываемые места, где приятно побывать, но наш дом - это действительно Англия.
В большей части туров вам, мне кажется, совсем необязательно делать саундчеки. Неужели вы не можете обойтись без них?
Нет, это своего рода разогрев. Неплохо поупражняться лишний раз. К тому же нам нравится это. Да и проверить лишний раз микрофоны, уселки, инструменты - совсем нелишне. Соло-гитару я обязательно проверяю. Без этого нельзя. Но главное, повторяю, то, что нам это нравится.
Концерт начинается с костюмированного шоу. Что вы делаете, пока идет это представление?
Мы готовимся. Иногда это нужно и для того, чтобы подтянулись опаздывающие. Да и мы сами видим: ага! Шоу началось, значит строго через 15 минут нам надо будет выходить, это мобилизует и нас. Пора застегивать штанишки и готовиться выходить на сцену. Это прекрасный настрой для всех нас. И к моменту выхода мы еще не успеваем остыть после саундчека.
Ваши поклонники все это увидят на DVD, нет смысла все им рассказывать, но впервые мы видим, как вы перед самым выходом появляетесь на фоне занавеса - точнее ваш силуэт с Хофнером. Такого ведь еще не было. Что вы думаете об этом?
О! Нам всем это нравится. Это прикольно. Нам выходить, и мы выходим не после тишины, а на аплодисменты публики. Это клево, честное слово, клево. Люди улыбаются, они довольны, они пришли получить удовольствие, и мы его тоже получаем, глядя на них.
Ваши музыканты - они не слишком известны по предыдущей работе. Вы могли выбрать кого угодно. Почему вы выбрали именно их?
Да потому что это отличные музыканты. С двумя я уже работал раньше. Еще когда мы записывали "Driving Rain", продюсер спросил меня: "Как ты хочешь записать этот альбом?" Я сказал - мне нужно, чтобы это было легко и без лишней подготовительной работы. "Тогда,- сказал он, - надо бы подобрать каких-то музыкантов..." И сделал несколько предложений - Эйб на барабанах и Расти на соло-гитаре. Это были классные ребята. Я хотел привлечь и еще одного, которого я знал, но он был тогда занят. Так вот все было.
Брайан стал последним, кого я выбрал. Да! Еще Уикс, которого я знал. Все здорово сложилось. Мы стали репетировать - и по-моему, теперь мы совсем неплохая группа...
Я видел только одно ваше фото верхом - на альбоме "Tug Of War". Где вы катаетесь верхом? Есть на это время?
Конечно, иногда даже во время туров. Но главным образом дома, на каникулах, это недолгое время, но все же... Но в принципе это может быть где угодно. То есть "Здесь, там и повсюду..."
А живопись? На это есть время в дороге?
Ну нет, для красок, холстов надо место, где все это держать в пути..? Нет, это для времени отдыха.
Вы сами носите свои инструменты. Но во время концерта вы кидаете ассистенту свой Хофнер - не боитесь?
ПОЛ: Ну нет. Просто он должен быть не слишком далеко от меня. А на последнем шоу я кинул своему ассистенту свой Лес Пол, не успев подойти к нему достаточно близко. И он... нет, он-таки не долетел, он упал. Не знаю, может теперь стоит с этим заканчивать? Посмотрим. Но кидать Хофнер мне нравится. Сам не знаю, почему. Тем более, что он ловит совсем неплохо. Просто профессионально.
У вас есть еще один особый инструмент - укелеле, гитара, которую вам подарил Джордж. Вы помните, как он подарил ее вам?
Это был даже не какой-то особый случай, не какая-то вечеринка. Это был его рождественский подарок. Он просто прислал мне эту гитару. Это отличный инструмент.
Мне он всегда нравился, у меня и свой когда-то был, но это - конечно, нечто особое.
Когда сегодня вы исполняете песню его памяти, на экране масса его фото, а во время исполнения песни памяти Джона, экран пуст. Почему?
Если честно, то к песне памяти Джорджа мы готовились заранее, а когда я решил спеть и песню для Джона, ребята сказали: "Надо бы тоже подобрать фоток для экрана..." Но слишком много - это плохо. Мне так кажется. И мне такой выбор нравится. Перебор - это плохо.
Вы получаете что-то от общения с прессой?
Нет, в этом что-то есть. Один известный английский актер-комик сказал как-то: Это хорошо, это дает мне возможность самому понять, что я думаю о том или другом. Это же действительно интересно.
Для американского шоу было придумано так много. И все же, можете ли вы вспомнить о чем-то спонтанном, родившемся прямо на сцене?
Что-то не помню. Господи! Столько всего обычно происходит, но когда нужно что-то конкретное вспомнить, все из головы вылетает... Иногда в песне три аккорда, а я их забываю.... Начинаю, и чувствую: нет, не то что-то пошло. Боже! Неужели я забыл эти три чертовых аккорда?! Такое сплошь и рядом случается, а потом они сами приходят в голову.
DVD "Back In US" - это, по-моему, первый ваш подобный проект?
Это особый тур. У нас не одна камера теперь. Надо было добавить ребят с камерами - за сценой снять и т.д. И это не только на память нам самим. Сцена, кулисы, публика - это классно! И ребята, которые этим занимались, такие клевые. Все понимают, все знают. Нам и самим интересно это смотреть. По-моему классное DVD получилось. Там еще всякие специальные штучки есть - пре-шоу, познакомьтесь с группой и т.д. Бог знает, что вы можете найти там с помощью вашего компьютера. Вообще эта идея - просто идея века. Как в свое время на диске Элвиса можно было найти его голограмму... Надо будет еще что-нибудь придумать в этом роде, чтобы люди протащились еще раз. И мы - вместе с ними.
Мы были рады видеть вас снова в Штатах - сперва в первый раз. а потом и с продолжением. Скажите, а во время тура 2006-го года вы будете исполнять песню "When I'm 64"?
Знаете что... Было бы здорово, конечно. Во всяком случае - это повод. А может я буду встречать свой 64-й день рождения где-нибудь на Гавайях? Кто знает?
Верите ли вы в то, что после смерти снова встретитесь где-то там с любимыми вами людьми?
Почему нет? Вполне возможно. Во всяком случае я был бы совсем не против этого. Я даже надеюсь на это. Сейчас думать об этом глупо. Кто-то вообще считает это чудом. Я не знаю. Я оптимист по жизни, и эта мысль меня не пугает. Наверное, это было бы здорово!
Автор: Владимир Ильинский
| ||
|